Что влияет на цену авиабилета после «короны»

Корпоративные новости, новости в мире туризма, интересные обзоры, интервью с ведущими экспертами.

Новости

12.03.2021

Что влияет на цену авиабилета после «короны»

Прогнозы ВОЗ наконец-то начали обнадеживать: количество заболевших постепенно снижается, и к началу следующего года пандемия должна сойти на нет. А пока страны ослабляют карантин, мир возвращается к доковидному ритму, и те, кто раньше не мог жить без путешествий, осторожно планируют поездки. И обнаруживают, что авиабилеты в большинстве своем подорожали, иногда весьма заметно: попробуем разобраться, в чем причины и что с этим делать.

Кошмар аналитика

Стоимость авиабилетов всегда была гибкой и зависела от спроса, сезонности и прочих факторов. Перевозчики преследовали две основные цели: продать пассажирам билеты по наибольшей цене, при этом по максимуму загрузив рейсы. Расклад в среднем был такой: 70–80 % билетов продавали ниже себестоимости, зато оставшиеся, дорогие, окупали весь перелет.

В 1970-е гг. авиакомпании стали дифференцировать тарифы с учетом количества свободных мест, даты вылета и типа пассажиров: к примеру, туристы выбирают билеты заранее и гонятся за низкой ценой, а бизнесмены, летящие безотлагательно, способны заплатить больше.


Вскоре для прогнозирования начали использовать автоматику, ведущую расчеты на основе истории продаж. Но пришел COVID-19, новые данные поступать перестали, поведение пассажиров в корне изменилось, и теперь спрогнозировать нельзя решительно ничего. Многие бизнес-процессы переведены в онлайн, билеты покупают в последний момент и чаще возвращают, ведь эпидемиологическая ситуация в странах резко меняется.

Перевозчики в растерянности: рассчитать оптимальный тариф невозможно. А иногда и не нужно, как показали первые после долгого перерыва рейсы Москва — Минск в сентябре. Тогда они стоили 11 700 RUB в одну сторону, то есть вдвое больше, чем до пандемии. Причина в том, что для анализа и распределения мест по классам системе требовалось несколько часов, но пассажиры расхватали билеты быстрее, не глядя на то, что тариф максимален. Сейчас из Внуково в белорусскую столицу можно улететь за 6000 RUB.

Колоссальные убытки

Стоит ли говорить, сколь серьезные убытки понесли перевозчики за время пандемии. Они почти полностью лишились прибыли, а спрос на перелеты еще долго не восстановится. По прогнозам, выйти на прежний уровень доходов удастся не раньше, чем через 1,5 года после полной отмены ограничений. Компании сокращают расходы, как могут: например, EasyJet заказавшие было у Airbus сразу две дюжины новеньких самолетов, были вынуждены отменить сделку.

Появились новые требования безопасности: более тщательная дезинфекция, масочный режим, социальная дистанция — все это тоже влияет на цены.

Что с лоукостерами

Самые сладкие цены на перелеты всегда предлагали лоукостеры вроде Wizzair и Ryanair, и многие считают, что именно они оправятся от потрясений раньше всех. Но нужно учесть, что низкая стоимость формируется лишь при полной загрузке среднемагистральных лайнеров (около 160 кресел в каждом) и достаточной частоте рейсов (минимум 4–5 перелетов для каждого судна в день). Иными словами, только значительный (и устойчивый) пассажиропоток поможет лоукостерам сохранить свою ценовую политику. Некоторые сдаются: недавно закрылись британская Flybe и немецкая Germanwings.

В эпоху перемен рождаются тренды, которые раньше были немыслимы. Так, Qantas запустила экскурсионный «рейс в никуда» из Сиднея: пассажиры 7 часов любовались достопримечательностями с воздуха, а затем вернулись домой (билеты стоимостью до 2700 USD раскупили за 10 минут). А EVA Air организовала похожий рейс из Тайбэя в стиле Hello Kitty — с мультяшными котятами и угощениями от мишленовского шеф-повара на борту.

Обманчивая щедрость

Прошлым летом российские перевозчики внезапно снизили цены на билеты (на некоторых направлениях — в 2–3 раза). Международные авиакомпании до сих пор предлагают бесплатно менять дату вылета и отказываются от допуслуг (к примеру, от бортового питания), лишь бы сделать рейсы доступнее и не потерять клиентов.

Но все это временно: во-первых, конкуренция ослабла, поскольку многие авиакомпании обанкротились. Во-вторых, большинство рейсов по-прежнему «на паузе», и как только самолеты вновь запустят по всем направлениям, цены возрастут: по мнению экспертов, к 2025 г. — как минимум на 27 % по сравнению с доковидным уровнем.

Нечто похожее случилось после событий 11 сентября 2001 г. в США: сначала авиабилеты подешевели на 18 %, но через уже пару лет подорожали на 25 % от первоначального уровня.


Чтобы покрыть хоть часть долгов, некоторые перевозчики (например, Ryanair) прекращают возврат средств за неиспользованные билеты, другие предлагают взамен ваучеры на будущие поездки. А кто-то изобретает новые, неожиданные источники дохода: Thai Airways и «Сингапурские авиалинии» продают путешественникам, соскучившимся по бортовой еде, фирменные наборы «воздушных» блюд. 


Источник: Тонкости туризма


Возврат к списку


Заказать звонок

!
!
Отмена
Укажите номер телефона
для связи
Администратор свяжется с Вами и ответит на интересующие Вас вопросы.